Вологодская область известна своими древними монастырями и городами, однако, мало кто знает, что там находится единственный литературный музей (усадьба Владимировка), посвящённый поэту Игорю Северянину – значимой фигуре в истории русской культуры первой половины двадцатого века
И́горь Северя́нин настоящее имя — И́горь Васи́льевич Лотарёв (1887 – 1941) — русский поэт «Серебряного века», один из крупнейших представителей русского футуризма. Его фигура, малознакомая сегодня для большинства россиян, оставила свой след в истории отечественной литературы.
Фото: biographe.ru
В 1896 году Василий Лотарёв — отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе (не сохранилась) близ Череповца. Игорь часто бывал в гостях у своего дяди Михаила Лотарёва в усадьбе Владимировка. Он был отдан на учебу в Череповецкое реальное училище, где успел закончить четыре класса, а в 1903 году уехал с отцом в город Дальний (Маньчжурия). Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он стал писать стихи профессионально. Началом своей литературной деятельности он считал 1905 год, когда писал сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны — патриотические тексты, всего поэт издал в это время 35 брошюр со своими стихами.
Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок» и он совершил свое первое турне по России. Он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. Северянин был самым модным поэтом, его слава граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке. Меряя сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не обращая никакого внимания на зрительный зал. Обладая прекрасной памятью, хорошим слухом и удивительно сильным голосом, поэт пел свои стихи на мотивы известных музыкальных произведений.
На волне успеха Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм. Он провозгласил: раз природа создала всех людей эгоистами, нужно развивать в себе это качество. Однако меньше чем через год поэт покинул созданную им группу и заявил, что желает быть одиноким. Тем не менее он охотно выступал с Владимиром Маяковским и Давидом Бурлюком, поучаствовав с ними в «Первой олимпиаде российского футуризма».
Северянин был значимой величиной среди поэтов Серебряного века. В разгар Первой мировой войны стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Ощущению своего вселенского предназначения способствовало его победа в «выборах короля поэтов», которые состоялись 27 февраля 1918 года. Из воспоминаний очевидца: «В Москве в конце февраля 1918 года были назначены выборы короля поэтов. Выборы должны были состояться в Политехническом музее, в Большой аудитории. Ряд поэтов, объявленных в афише, не приехал — например, К. Бальмонт. Стихи петербургских поэтов читали артисты. Среди многих выступающих на этом своеобразном вечере были Маяковский и Игорь Северянин. Страстные споры, крики и свистки то и дело возникали в аудитории, а в перерыве дело дошло чуть не до драки между сторонниками Северянина и Маяковского. Маяковский читал замечательно. Он читал начало «Облака» и только что сработанный «Наш марш»… Королём был избран Северянин — за ним по количеству голосов следовал Маяковский. Кажется, голосов тридцать или сорок решили эту ошибку публики».
У многих россиян старшего поколения фамилия Игоря Северянина связывается с его стихотворением «Ананасы в шампанском» (1915 год), которое часто цитировалось в советское время. По воспоминаниям литератора Вадима Баяна, будучи в гостях у него, Владимир Маяковский окунул кусок ананаса в шампанское, съел и посоветовал сделать то же сидевшему рядом Северянину. Тот сразу же сочинил первую строфу будущего стихотворения.
«Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!»
Об Игоре Северянине можно прочитать в воспоминаниях Марины Цветаевой, присутствовавшей на выступлении поэта в февраля 1931 года в Париже. По этому поводу она писала следующее: «Единственная радость… за все это время — долгие месяцы — вечер Игоря Северянина. Он больше чем: остался поэтом, он — стал им. При встрече расскажу все как было, пока же: первый мой ПОЭТ, то есть первое сознание ПОЭТА за 9 лет (как я из России)». Именно слово «ПОЭТ» написано заглавными буквами.
В 1918 года поэт уезжает из голодного Петрограда в Эстонию, где оказался в статусе вынужденного эмигранта, в СССР он не вернулся.
В эмиграции Северянин переводил на эстонский язык стихи многих поэтов, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг. Скончался поэт после продолжительной болезни сердца 20 декабря 1941 года в Таллине, там же он и похоронен.
В последние годы своей жизни Игорь Северянин очень часто вспоминал места, где прошло его детство: «Шексна моя, и Ягорба, И Суда… Вас повидать опять — Моё желанье, Непобеждаемое, как весна». Существует легенда, что именно в честь этой, расположенной в северной части России усадьбы, поэт и выбрал свой псевдоним.
Здание господского дома причислено к объектам культурного наследия и охраняется государством.
Дядя поэта Михаил Петрович в 1899 году рядом с деревней Владимировка, в месте слияния рек Кемзы и Суды, приобрел участок земли и начал строительство собственного дома прямо на берегу довольно таки широкой реки Суда.
Фото: Предоставлено автором материала
Это деревянное двухэтажное здание, покрашенное в лиловый цвет, в котором до сих пор можно проследить влияние стиля модерн, пострадало от времени, но на окнах мезонина до сих пор сохранились резные декоративные элементы, а внутри — красивые выложенные плиткой печи и старинные элементы интерьера. В большой комнате в рабочем состоянии находится небольшой камин.
В одной из комнат расположилась усадебная библиотека, в которой собраны книги конца XIX–начала XX вв. Среди них художественная литература, и учебники, на некоторых из них стоит отметка Реального училища, в котором учился Игорь-Северянин.
Фото: Предоставлено автором материала
В музее проводятся экскурсии, в ходе которых можно ознакомиться с жизнью и творчеством поэта Игоря Северянина, с бытом хозяина имения.
Фото: Предоставлено автором материала
На территории усадьбы сохранились и другие постройки: дом прислуги, конюшня, сторожка, баня-прачечная. Дом окружен березовой рощей; далее раскинулся просторный парк с тенистыми аллеями, где в юности любил гулять поэт. Под сенью деревьев укрылся лесной домик-дача: здесь в летнюю пору останавливались гости и могли отдыхать хозяева. Этот парк выделяется среди всех усадебных парков Вологодской области, здесь можно увидеть интересные и редкие растения. Площадь усадебного парка составляет два гектара.
С 1924 до 1996 гг. дом занимал санаторий, но уже в 1993 г. в нём открылась посвящённая поэту выставка. А затем всю усадьбу передали Музейному объединению Череповца. Первыми экспонатами музея стали дары родственников поэта и ценителей его таланта. В 2009 г. началась реставрация здания.
Посещение имения желательно планировать в течение одного дня, т.к. ближайший город, где можно решить вопрос проживания и питания – г. Череповец.
До музея можно доехать по шоссе Вологда — Новая Ладога, в 40 километрах от Череповца поворот направо на Владимировку, далее по подобию дороги примерно километр до усадьбы. Время работы музея: со среды по воскресенье. Для посещения музея требуется предварительная заявка. Телефон: (8202) 65-31-34, 51-84-42, 51-79-73 (экскурсионный отдел).
Фото: biographe.ru/ faktoved.ru
Автор материала: Юрий Константинов — вице-президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный путешественник России.