Именно сейчас, когда трудно и то нельзя, то можно, но криво, — очень хочется поехать в Италию. И те, кому она по-настоящему нужна, поедут. И ясно, что вряд ли в первый раз. И тогда возникает вопрос: а если тебе надоели крепости, дворцы и замки? И душа просит концертов, необычных музеев живописи, руфтоп-баров и ресторанов, которые другие бывалые хранят для личного пользования?
Что ж, попробуем собрать пару-тройку в одной статье.
Турин. Museo Nazionale del Risorgimento. Фото: https://dost-online.hb.bizmrg.com/inf-dost/112694/02.jpg
Само по себе здание — это памятник архитектуры, а его экспозиции вполне понятны и без глубокого знания итальянского языка, поскольку основные даты государственности Италии известны всем с детства по популярным художественным произведениям, многие из которых были экранизированы. Дворец Кариньяно включает не менее интересный музей истории объединения Италии. Здесь можно узнать про становление итальянского государства. Экспозиция разделена по историческим периодам, для каждого периода воссоздана своя атмосфера.
Однако в этот музей нужно идти с гидом или предварительно прочитав об экспозиции, попутно освежая в памяти связанные с произведениями исторические события. В противном случае можно очень пожалеть о том, что не погуглил, — в музее много исторических экспонатов, которые воспринимались бы совсем иначе.
Амадей Савойский-Аостский и Виктор Эммануил Савойский. Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/Amedeo_di_Savoia_Aosta_e_Vittorio_Emanuele…
Здесь можно узнать о том, кто такой Vittorio Emmanuele, именем которого названы главные улицы почти всех итальянских городов, что такое объединенная Италия и кто боролся за независимость. Можно попасть на выставку портретов соратниц великих людей Италии, узнать грустную историю Аниты Гарибальди и увидеть картину, на которой ее, умирающую, несут на руках.
Анита и Джузеппе Гарибальди. Фото: https://italy4.me/wp-content/uploads/2020/05/Svadba-Anity-i-Giuseppe-Garibaldi.jpg
Первая жена Гарибальди прожила всего 27 лет, но именно ее помнят как соратницу героя и его опору. Она не боялась встать на палубе с ружьем рядом с мужем, чтобы поддержать упавший дух его солдат. А позже примкнула к рядам Гарибальди в окружении и погибла, не выдержав испытания малярией и тяжело протекавшей четвертой беременностью.
Милан, Pinacoteca di Brera
Пинакотека Брера — это одна из крупнейших галерей Милана. Находится она в одноименном районе, так же называется и дворец, в котором представлены экспонаты выставок.
Первая галерея картин здесь была собрана вместе с Академией изящных искусств еще в 1776 году австрийской императрицей Марией Терезией — в то время значительная часть северной Италии, в том числе Милан, принадлежала Австрии. Собрание картин стало частью учебной библиотеки Академии. Кроме нее в коллекцию входили гипсовые слепки, рисунки, гравюры и архитектурные макеты.
В 1803 году по инициативе вице-президента наполеоновской Итальянской Республики Франческо Мельци д’Эриля, патриота и последовательного сторонника рисорджименто (объединения Италии), а также художника Джузеппе Босси была создана основа будущей Пинактотеки Брера. Босси считал своей миссией собрать произведения живописи из упразднённых Бонапартом церквей и религиозных институтов для учебных целей Академии.
В 1806 году в рамках политики Наполеона по секуляризации монастырей дворцовая церковь Санта-Мария-ин-Брера был закрыта, фасад ее снесён, а неф разделён на два этажа: верхний был отведён под картинную галерею Академии, а нижний — под собрание античной скульптуры. Торжественное открытие галереи, которую в то время называли «наполеоновской», состоялось в 1809 году. В дальнейшем коллекция пополнялась за счёт новых приобретений и завещаний частных коллекционеров. В 1882 году пинакотека стала административно независимой от Академии. После разрушений во время бомбардировок 1943 года восстановительные работы продолжались до 1950 года.
Санта-Мария-ин-Брера. Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/db/Milano_brera_cortile.jpg/548px-Milano_brera_cortile.jpg
Santa Maria delle Grazie
Ну и конечно, никогда не будет лишним снова или впервые посетить место, где находится знаменитая «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Оригинал фрески хранится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие на одноименной площади Милана. Церковь относится к эпохе Возрождения. Она была построена архитекторами Гвинифорте Солари (Guiniforte Solari) и Донато Браманте (Donato Bramante), доминиканскими монахами. Фреска «Тайная вечеря» была заказана миланским герцогом Людовико Мария Сфорцо, при дворе у которого Леонардо да Винчи завоевал славу умелого живописца. Художник выполнил полученный заказ в трапезной монастыря в 1495-1497 годах.
Фреска Тайная Вечере Леонардо да Винчи в Милане. Фото: https://italy4.me/wp-content/uploads/2013/05/freska-tainaja-vechere-leonardo-da-vinci-v-Milane.jpg.w…
Уставшему туристу останется только спа-релакс в Qc Termemilano и вид на руфтопе в A’ Riccione — вид с крыши и ужин в стиле классической миланской кухни: la bettola del Piero, а рядом с ним и лучший в городе бар Lacerba.
Программа насыщенная, но не затянутая, а послевкусие сохранится на долгие месяцы — нигде в мире больше не удастся наполниться духовной и телесной пищей до краев так, как здесь.
Авторы материала: Александр Карабанов и Ольга Топал
Фото с обложки: https://ru.freepik.com/free-photo/victor-emmanuel-ii-monument-in-rome-at-sunset-italy_29220669.htm#q…